Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский

сад № 70 г. Пензы «Буратино»

 

 

 

Мастер-класса с педагогами  на тему

«Права ребенка»

 

 

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

Задачи:

- расширение знания педагогов о содержании документов регулирующих права ребенка;

- ознакомление педагогов с формами работы по правовому воспитанию с детьми  и их родителями.

Ход :

1 часть – теоретическое обоснование

        Обучая других, учись и сам.  В нашем меняющемся мире каждый должен знать свои права, соблюдать их и защищать, а педагог в первую очередь.  В противном случае, чему мы научим других, не обладая знаниями  сами.

С наступлением 21 века эта проблема защиты прав человека стоит остро. А особенно права  ребенка. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. – это необходимые условия гармоничного существования современного  человека.

Существует целый ряд нормативно-правовых и организационных материалов по правам ребенка.

  • Декларация прав ребенка (принята ООН в 1959 году).
  • Конвенция о правах ребенка (принята ООН 20 ноября 1989 года).
  • Конституция Российской Федерации.

Каждый ребенок должен знать свои права, быть юридически грамотным. Воспитатели и весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В ДОУ для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создается план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми.

Закрепление представлений детей о своих правах должно найти отражение в интеграции образовательных областей. Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме бесед с детьми, чтение художественных произведений, использование технических средств обучения: видео и аудиопродукции, путешествий, экскурсии, развивающие и познавательные игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности – творческих и развивающих играх, попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми, в праздниках и развлечениях.

2 часть – практическое занятие 

Для формирования у детей начальных представлений о правах, уважения к другим людям, свободах, и терпимости важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

Сегодня мы с вами рассмотрим несколько форм работы с детьми по правовому воспитанию.

Для начала давайте выясним, какими знаниями в этом вопросе владеете вы.

1. В каком возрасте человек  считается ребенком, по мнению ООН?

  • 0 – 16 лет
  • 0- 14 лет
  • 0- 18 лет

2. Какие права ребенка обязуются обеспечивать и уважать  государства - участники Конвенции ООН о правах ребенка?

  • Комплекс социальных,  политических, экономических, гражданских и культурных прав.
  • Право на жизнь, на отдых и досуг, свободно выражать свои мысли,
  •  Право на образование, на семейные связи, на жизнь.

3.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание  ребенка?

  • Педагоги
  • Родители
  • Государство

4. Основная ячейка общества и естественная среда для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей это:

  • детский сад
  • дом
  • семья

5. Согласно Конвенции, ребенок:

  • Как и взрослый, должен обладать всем спектром основных прав и свобод человека
  • Ограничен в своих правах по сравнению со взрослым
  • Имеет больше прав, чем взрослый

6. Кто главные защитники прав и свобод ребенка?

  • Родители
  • Усыновители, опекуны, попечители, осуществляющие в соответствии с Конвенцией о правах ребёнка, заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка.
  • Все выше перечисленные.

7. Жестко, грубо, оскорбительно имеют право себя вести?

  • Педагоги
  • Родители
  • Никто

Ну, вот мы с вами немного вспомнили, что это такое - права ребенка. А теперь давайте вспомним, какие же права прописаны в Конвенции. Я предлагаю вам продолжить фразу:

  1. Мама работала,
    Папа трудился,
    А я в детском садике все находился.
    Все кто устал от работы нелегкой
    Имеют полное право на …(отдых)
  2. Всех по-разному зовут:
    Кот - Мурлыка,
    Пес - Барбос, 
    Даже нашу козочку 
    Зовут красиво – Розочка
    Настя, Вика и Данила
    Все имеют своё …(имя)
  3. Чтобы вырасти успешным
    Надо много знать, уметь.
    Чтобы вырасти большим
    Недостаточно питанья
    Мы использовать должны 
    Право на …(образование)
  4. Если дети заболели
    Плохо чувствуют себя
    И у них бронхит, ангина, 
    Пневмония, скарлатина,
    Слышен детский крик и плач
    Вам поможет только …(врач)
  5. Сказка учит нас, друзья
    Жить без домика нельзя.
    Лисе, зайке, поросенку
    Даже глупому мышонку. 
    Ох, как нужно нам оно
    Это право на …(жильё)

Какие еще права вы помните?

Вот мы с вами вспомнили, какие права есть у ребенка, а теперь давайте вспомним сказки и подумаем, какие же права там нарушались. Мы посмотрим, как вы знаете литературные произведения и их героев.

I. Сказка «Заюшкина избушка»

  • Какое право нарушила лиса? (право на неприкосновенность жилья)
  • Кто защитил  и помог восстановить  права зайца? (петух)
  • Какое право петух нарушил ? (право на жизнь)
  • Чьи нарушил петух права? (лисы)

II. Сказка «Гуси- лебеди»

  • Какое право гуси- лебеди нарушили украв Иванушку? (право на личную неприкосновенность)
  • Какое право нарушила Баба - Яга (право на жизнь)
  •  Кто помог девочке выручить братика? (печь, яблоня, река)

III. Сказка «Красная Шапочка»

  • Кто нарушил права на личную неприкосновенность? (волк)
  • Кого лишил жизни волк? (бабушку, Красную Шапочку)
  • Какое право нарушили дровосеки? (установление виновности законным, справедливым судом)
  • Кто нарушил право на жизнь Красной Шапочки? (Мама. Нельзя отпускать в лес маленьких детей)

IV. Сказка «Лягушка- путешественница».

  • О каком праве говорится в этой сказке? (о праве на свободное передвижение)
  • Кто помог лягушке воспользоваться этим правом? (утки)

У вас на столах лежат картинки с изображением литературных героев, а также листы с различными статьями Конвенции. Ваша задача приклеить героев сказок к тем правам, которые у них были нарушены.  

Назвать статью, которая, по вашему мнению, подходит к данному литературному произведению. Те статьи Конвенции, о которых мы будем говорить, лежат у вас на столах.

Как известно, лучше запоминается то, что вызывает в памяти человека какие – либо ассоциации. Вот сейчас увидим, какие ассоциации с литературными произведениями вызовут у вас статьи Конвенции.

(ответы педагогов)

У нас есть  "Волшебный сундучок". Я буду доставать из нашего «Волшебного сундучка» различные предметы, а вы  должны сказать о каком праве нам этот предмет напоминает.

Начнем!

Свидетельство о рождении.

Что это за документ? О каком праве он напоминает?  (О праве на имя).

Сердечко.

   Какое право может обозначать сердце?  (О праве на заботу и любовь).   

Домик.

Почему здесь оказался  домик? О каком праве он напоминает?  (О праве на имущество).           

Конверт.

О чем напомнил конверт?  (Никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать).      

 Букварь.   

О каком праве напоминает книга?  (О праве на образование).

Игрушечный цыпленок и курица. О чем напоминают эти игрушки? (О праве ребенка быть вместе с мамой).  

А теперь ваши предложения, что еще может лежать в сундучке?  

         Сегодняшние дети – это граждане завтрашнего мира, и их выживание, защита и воспитание является обязательными условиями развития человечества в будущем. Защита прав детей – это дело всего общества.

Список литературы:

  1. «Беседы о правах ребенка», Т.А. Шорыгина, 2011г.
  2. «Занятия с детьми о правах», Е.Л. Кардаш, 2003г.
  3. «Я – ребенок, и я имею право», Н.Г. Зеленова, 2007г.
  4. «Изучаем права человека», В.А. Антонова, 1996г.
  5. «Беседы об ответственности и правах ребенка», О.И. Давыдова, 2008г.